Изменения в главе 11 Закона «Об охране окружающей среды»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в главе 11 Закона «Об охране окружающей среды»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одним из основных методов, применяемых компетентными государственными органами при реализации ими деятельности в сфере ГЭН, являются проверки деятельности государственных органов, организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан и иных субъектов при осуществлении ими своей деятельности (п. 9 положения № 426).

Виды государственного экологического надзора:

  • государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • государственный земельный надзор;
  • государственный надзор в области обращения с отходами;
  • государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • государственный надзор в области охраны водных объектов;
  • государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
  • государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
  • федеральный государственный лесной надзор;
  • федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный государственный охотничий надзор;
  • государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Понятие, виды и задачи экологического контроля

Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды — экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Права должностных лиц органов Росприроднадзора

Права должностных лиц органов Росприроднадзора перечислены в ст. 66 Закона об охране окружающей среды. Положениями данной статьи установлено, что должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
  • выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, сопряженные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
  • предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

— государственные природные заповедники

— государственные природные заказники

— национальные и природные парки

Читайте также:  Выплата зарплаты из кассы работнику-иностранцу

— памятники природы

— дендрологические парки и ботанические сады

— лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права – некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники – это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

Отталкиваясь от обозначенных в законе функций ГЭН, можно выделить следующие формы экологического надзора (п. 1 ст. 65 закона «Об ООС»):

  • предупреждение нарушений в сфере охраны окружающей среды (далее — ООС);
  • выявление существующих нарушений в сфере ООС;
  • пресечение нарушений в сфере ООС;
  • систематический контроль за соблюдением требований законодательства в сфере ООС;
  • анализ исполнения требований законов в сфере ООС государственными органами, организациями, гражданами и иными субъектами при осуществлении своей деятельности;
  • прогнозирование уровня исполнения требований законодательства в сфере ООС названными субъектами при осуществлении ими своей деятельности.

При этом одним из основных методов, применяемых компетентными государственными органами при реализации ими деятельности в сфере ГЭН, являются проверки деятельности государственных органов, организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан и иных субъектов при осуществлении ими своей деятельности (п. 9 положения № 426).

Такие проверки делятся:

  • на плановые;
  • внеплановые;
  • выездные;
  • документарные.

Все мероприятия, направленные на осуществление ГЭН, должны быть проведены в соответствии с требованиями закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Организация экологического контроля

В ПЭК должна быть прописана структура экоконтроля, которая может быть организована в соответствии с организационной структурой хозяйствующей единицы, так как данное требование не регламентировано законодательством.

Данная система контроля утверждается директором компании и может выглядеть в виде отдельного структурного подразделения с должностью эколога; подразделения с начальником —заместителем директора; или совмещенного отдела с другим подразделением, в зависимости от масштабов организации производства.

На небольших предприятиях, экоконтроль сводится к возложению обязанностей в данной сфере в виде совмещения с основными обязанностями специалиста и заключается в заполнении требуемых форм отчетности.

Чем больше масштабы производства и воздействие на экологию, тем больше требований по снижению рисков предъявляется к предприятию. Следовательно, и организация экологического контроля будет соответствующая — отдельная служба с руководителем, наделенным кругом полномочий по реализации мероприятий ПЭК.

Важно! В таких рамках и инвестиционные расходы будут значительнее, для обеспечения экологической безопасности.

Экологический контроль и его виды

Контроль — это направление деятельности, функциональная составляющая которой предполагает проверку процесса функционирования объекта путем его всестороннего изучения с целью установления отклонений от заданных параметров и их устранения. Сущность контроля определяется тем, что уполномоченные на то органы и их должностные лица, используя принадлежащий им организационно-правовой арсенал воздействия (в том числе принуждения), выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных им объектов какие-либо нарушения, и при их выявлении принимают меры по их устранению.

Существуют разнообразные формы контрольной деятельности: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и заявлений граждан и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный, текущий и последующий. Выделяют также внешний и внутренний контроль. В зависимости от контролирующего субъекта различают: президентский контроль; контроль органов законодательной (представительной) власти; контроль органов исполнительной власти; судебный контроль; общественный контроль.

Основными принципами контролирующей деятельности являются:

  • законность;
  • обоснованность;
  • объективность;
  • справедливость;
  • независимость;
  • гласность;
  • эффективность и целесообразность;
  • экономичность;
  • сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Сущность экологического контроля выражается в обеспечении соблюдения всеми юридическими и физическими лицами (в том числе должностными лицами, гражданами РФ, лицами, не имеющими российского гражданства, и иностранными гражданами) требований природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей природной среды.

Читайте также:  Как трансформировался текст воинской присяги в России

Экологический контроль осуществляется в соответствии с положениями Конституции РФ, Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О животном мире», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об оружии», Лесного кодекса, Водного кодекса. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовного кодекса РФ, других нормативных актов РФ и субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777 утвержден перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

В него входят:

  • во-первых, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении РФ;
  • во-вторых, объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов РФ.

Экологический контроль — одно из наиболее масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды, обеспечения законности и дисциплины в данной сфере. Он проводится на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду. В нем заняты многие органы и должностные лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабу полномочий. Так, одни субъекты осуществляют лишь проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды, другие наделены правом осуществления надзора в сфере государственного экологического управления.

Задачи экологического контроля

Перед данной структурой государство ставит определенные задачи, которые необходимо решать:

  • Постоянное наблюдение за работой хозяйствующих субъектов, которые каким-либо образом воздействуют на окружающую среду.
  • Следят за тем, чтобы им были предоставлены все необходимые документы и другие виды информации о деятельности той или иной организации и влиянии ее на экологию.
  • Выявлять все признаки нарушений в законодательстве со стороны предприятий и других структур, имеющих дело с природными ресурсами.
  • Обнаружение причин, которые способствуют совершению правонарушений, касающихся экологии, и принятие всех возможных мер к выявлению и наказанию правонарушителя.
  • Привлечение лиц к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

Задачи экологического мониторинга

Задачи экологического мониторинга включают:

  • наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
  • проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды;
  • выявление и пресечение нарушений требований экологического законодательства и наступления экологического вреда;
  • обеспечение доказательственной базы для последующего расследования и наказания виновных в загрязнении окружающей среды; — соблюдение нормативов качества окружающей природной среды

В целом, задачи государственного экологического контроля сводятся к соблюдению экологического законодательства, норм и правил, выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды всеми государственными органами, предприятиями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, на которых они основаны, должностными лицами, работниками, а также всеми гражданами.

При решении задач экологического контроля организуется:

  • единая система сбора и обработки данных наблюдений,
  • хранение наблюдений, ведение специальных банков и баз экологических данных,
  • обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений,
  • передача данных в органы власти,
  • управление комплексной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсах,
  • а также информирование населения.

Контроль за состоянием окружающей среды

Лекция 6

Дополнительная

Основная

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Калмыков, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: Учебное пособие / С.И. Калмыков, Ю.М. Мохонько, А.Л. Пономарева и др.; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2007. – 182 с.

2.Николайкин, Н. И. Экология: Учебник/ Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. — М.: Дрофа, 2004. — 624 с.

3.Половцев, О.П. Экология и окружающая человека среда: Учебное пособие / О.П. Половцев, С.И. Калмыков; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2007. – 280 с.

4. Пузанова, Т.А. Экология/Т.А. Пузанова. – М.: Экономика, 2010. — 288 с.

5.Розанов, С.И. Общая экология / С.И. Розанов. — Санкт-Петербург: Лань, 2003. — 288 с.

1. «Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области».

2. Журналы: «Экологический вестник России», «Экология», «Использование и охрана природных ресурсов России».

3. Федеральный закон РФ т 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ « Об экологической экспертизе» (в ред. ФЗ от 15.04.1998 №65-ФЗ).

5. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ.

6. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ. ГОСТ 17.2.4.02-81.

7. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения. ГОСТ 17.4.1.02-83.

8.Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 4630-88.

9. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.111.1200-03.

1.1. Экологический контроль: понятие, виды и формы

Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.

Читайте также:  Правила въезда в Болгарию по шенгенской визе

Цели экологического контроля:

1. проверка исполнения требований экологического законодательства;

2. проверка соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Выполнение этих задач возложено на систему экологического контроля, которая состоит из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

В настоящее время сложились три формы экологического контроля: предупредительная, карательная, информационная.

Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов. Сюда можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий.

Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушений не позволяют ограничиться только предупреждением. Данная форма выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, административной, уголовной, гражданско — правовой). В качестве карательной формы экологического контроля может применяться пресечение экологически вредных действий. Например, ограничение, приостановление или прекращение какого либо производства.

Объектами экологического контроля являются: состояние окружающей среды, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного воздействия; выполнение обязательных мер по охране окружающей среды и ее объектов; соблюдение природоохранного законодательства.

Государственный экологический контроль проводится от имени государства, а не какого- либо ведомства, что дает независимые и более объективные результаты.

В процессе такого контроля государственные инспекторы могут использовать следующие действенные меры:

— предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений;

— приостанавливать хозяйственную и иную деятельность нарушителей;

— привлекать нарушителей к административной ответственности.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды имеют право:

— посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;

— проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;

— устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;

— назначать государственную экологическую экспертизу;

— требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан.

1.2. Экологический мониторинг: понятие, цели, задачи и виды. ГСМОС и его подсистемы

Термин «мониторинг» впервые применительно к экологии употребили на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде.

Мониторинг – это система наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды с целью разработки мероприятий по ее охране, рациональному использованию природных ресурсов и предупреждению критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей, живых организмов и их сообществ, природных комплексов и объектов.

Различают несколько видов мониторинга:

1. по территориальному признаку (локальный, региональный и глобальный (биосферный);

2. по используемым методам (наземный, авиационный и космический);

3. по методам исследований (химический, биологический, физический).

Виды экологических проверок

Экологическая проверка предприятий бывает плановой и внеплановой. Внеплановые проверки вызваны обращениями граждан или другими факторами. Плановые проверки имеют периодичность, обусловленную требованиями закона.

Помимо плановых и внеплановых проверок на федеральном уровне надзора возможны контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок (согласованной с прокуратурой).

При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками. Предприятия (объекты НВОС) делятся на несколько категорий риска:

  • Чрезвычайно высокий риск (плановые проверки 1 раз в год);
  • Высокий риск (плановые проверки 1 раз в 2 года);
  • Значительный риск (1 раз в 3 года);
  • Средний риск (1 раз в 4 года);
  • Умеренный риск (1 раз в 5 лет);
  • Низкий риск.

Госучёт объектов и определение уровня поднадзорности

Федеральный госэконадзор организуется и проводится на производственных объектах, негативно влияющих на окружающую среду (НВОС) и включённых в список, утверждённый Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Список объектов, подлежащих федеральному госэконадзору, устанавливается на основании правил, установленных в постановлении Правительства, РФ от 28.08.2015 № 9033. Присвоение опасному объекту, оказывающему НВОС, 1, 2, 3 или 4-й категории проводится при его постановке на госучёт. Плановые проверки проводятся на основе ежегодных планов с учетом риск-ориентированного подхода. Категория объекта НВОС и уровень его поднадзорности зависят от характеристики объекта.

Для постановки объектов НВОС на госучёт в органы госэконадзора, в зависимости от поднадзорности подаётся заявка в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 5549. Постановка на госучёт, в том числе присвоение категории и определение уровня поднадзорности объекта (федерального или регионального), проводится, исходи из характеристик каждого объекта НВОС. При постановке на учёт объект вносится в государственный (федеральный или региональный) реестр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *