Что такое прекращение сервитута на земельный участок?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое прекращение сервитута на земельный участок?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В том случае, если инициатор установления сервитута отказывается от его отмены даже несмотря на наличие объективных причин для его отмены, возможность для снятия обременений на земельные участки существует – с помощью обращения в суд.

Далее разберемся, как снять сервитут. Прекращение действия право пользования чужой землей возможно только при наличии законных оснований. Свое официальное действие право пользования чужим ЗУ прекращает с такого момента, как происходит расторжение соглашения об установлении сервитута, которое было оформлено ранее.

Как правило, расторжение осуществляется по соглашению сторон. Если исчерпаны основания, по которым было установлено право пользования, стороны могут его расторгнуть в законном порядке. Для этого надо составить соответствующий акт об отмене и произвести государственную регистрацию отмены.

Иногда стороны заранее заботятся расторжении сервитута в будущем, прописывая в договоре такое обязательное условие, как расторжение по соглашению сторон в случае отмены обстоятельств, из-за которых возникло соответствующее обременение на землю. Нет необходимости в подобной ситуации обращаться в суд, достаточно просто официально зарегистрировать отмену.

Если же в расторжении сделки заинтересована только одна из сторон, следует обращаться в судебную инстанцию по месту нахождения ЗУ. Учтите, что суд удовлетворит ваши исковые требования лишь в том случае, если существуют законные основания для расторжения. До подачи иска подготовьте доказательства, способные подтвердить вашу позицию.

Образец искового заявления

Если одна из сторон отказывается добровольно заключить соглашение о снятии обременения, спорный вопрос передается на рассмотрение районного суда, расположенного в месте нахождения земельной территории.

Форма иска должна соответствовать требованиям ГПК РФ и включать следующие разделы:

  • Преамбулы, содержащей наименование суда, информация об истце и ответчике, информацию о дате и месте подготовки документа;
  • Главной части, включающей описание обстановки, повлекшей возникновение ограничений, когда и на какой срок они установлены, развитие ситуации, повлиявшей на возможную его отмену;
  • Заключения, определяющего требования заявителя, включая возмещение причиненного вреда.

Основания прекращения частного земельного сервитута

Безусловно просто так, без наличия оснований, прекратить сервитут не получится. Нужны существенные основания. А для собственника обремененного сервитутом участка основания следующие:

  • Отсутствие оснований, по которым сервитут был установлен
  • Участок больше не может использоваться по целевому назначению
  • Нарушение правил, установленных соглашением об установлении сервитута
  • Не целевое использование участка, обременённого сервитутом
  • Прекращение оплаты сервитута
  • Существенное ухудшение состояния земельного участка, не подлежащее восстановлению, либо в случае отказа субъекта сервитута восстанавливать участок за свой счет или своими силами

Указанный перечень оснований не является исчерпывающим. Кроме того, по всем указанным основаниям, кроме первого, прекращать сервитут придется в суде, в случае несогласия с прекращением сервитута со стороны его пользователя. При этом Вам следует учесть, что возникновение вышеуказанных оснований придется доказать.

Прекращение сервитута на землю

Фактически это прекращение существующего обременения на земельное имущество, которое было установлено для обеспечения нормальной эксплуатации смежных площадей земли. Если отменяется публичный сервитут, предполагается прекращение использования чужих угодий для целей, преследующих улучшение качества жизни жителей конкретного административного образования либо нескольких.

Статьей 276 ГК РФ и ст. 48 ЗК РФ определяются основания, при возникновении которых отменяется сервитут.

Отмена сервитута на земельный участок может осуществляться, когда появляются соответствующие причины. Его инициатором могут выступать и владелец земельного объекта с ограничениями в использовании и лица, выступившие основоположниками установленного сервитута.

Порядок прекращения разного вида сервитутов отличаются не только осуществляемыми действиями, но и доказательственной базой, используемой в качестве оснований.

  1. Частный может отменяться в связи с:
  • Утратой актуальности оснований, в связи с которыми он появился (когда без использования надела получилось достигнуть результатов, для которых обременения были установлены, и необходимость в нем отпала);
  • Использовать обремененный объект невозможно по его прямому назначению.

Отмена частного обязательства по согласию участников является наиболее простым способом снятия ограничений. При проведении процедуры, необходимость подтверждать свои правомочия, сведены к нулю, а расторгнутое соглашение остается только зарегистрировать.

Невозможность достижения обоюдного решения сторон влечет расторжение договора об установлении обременений в одностороннем порядке. При этом инициатору необходимо обращаться в суд для обоснования своих правомочий на полноценное пользование земельного имущества. Но основания, по которым могут быть расторгнуты договорные правоотношения, должны сохраняться и соответствовать требованиям законодательства.

  1. Публичный сервитут может отменяться только в одностороннем порядке, так как решение о наложении обременения принимается государственными органами. Оно также должно быть зарегистрировано в соответствующей службе.
Читайте также:  Как пенсионеру уволиться без отработки и получить выплаты

Понятие прекращения сервитута. Основания прекращения сервитута

Гражданским законодательством регламентируется прекращение сервитута, которое заключается в прекращении действия обременительных обязательств в отношении конкретного земельного участка. Данная процедура характеризуется прекращением действия всех условий договора об установлении сервитута, а также в прекращении прав ограниченного использования участков, которые предоставлялись всем участниками договора на основании сервитута.

Законодательный порядок предусматривает несколько механизмов для отмены действия договора о сервитуте. Соответственно, участники соглашения о сервитуте имеют право добровольно его расторгнуть в случае отсутствия потребностей третьих лиц в использовании территориального участка, находящегося в чужой собственности.

Для отмены обременения в отношении земельного участка и прекращения действия режима земельного сервитута должны возникнуть серьезные основания. Законодательство предусматривает следующие основания прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута):

  • Отпадение всех оснований, в соответствии с которыми было установлено право ограниченного использования земельным участком в пользу третьих лиц.

Таким образом, должна отпасть потребность в обеспечении свободного прохода или проезда, использовании земельных и природных ресурсов, осуществлении покоса сена и выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, запрет на охоту и рыболовство.

Также основаниями для прекращения действия соглашения о сервитуте является завершение всех работ по размещению государственных знаков и подъездов к ним, отсутствие необходимости в проведении исследовательских и археологических работ, окончание ремонта коммуникаций, транспортных систем и завершение дренажных работ;

  • Изменение качеств и состояния земельной территории, которая стала объектом заключения сервитута;
  • Лицо, в отношении которого был установлен сервитут, не использует свое право ограниченного использования территории более двух лет;
  • Произошло соединение в руках единого лица прав на законную собственность и ограниченное использование земельной территорией, которая является объектом соглашения;
  • Отчуждение земельного участка, который был предоставлен гражданину для постоянного использования на бессрочной основе, для удовлетворения потребностей государственных органов и муниципальных учреждений местного самоуправления;
  • Наступление срока окончания действия сервитута;
  • Невозможность полноценного или частичного использования законным собственником своей земельной территории в соответствии с ее целевым предназначением и установленным режимом.

В таком случае собственник территории может требовать защиты своих имущественных прав в судебном порядке. Однако требования гражданина могут быть не удовлетворены, если существуют законные основания на ограничение прав собственника территории.

В основе таких ограничений лежит потребность защиты конституционных прав и свобод, нравственности и здоровья, и также прав и интересов частных лиц, а также безопасность страны и целостность территориальных границ;

  • Прекращение действия соглашения о предоставлении права ограниченного использования участком по давности;
  • Нарушение участниками договора условий ограниченного использования земельного участка.

Каких затрат требует расторжение ограниченного права пользования?

Последствиями прекращения сервитута, могут быть определённые затраты, так как эта процедура считается одним из серьёзных юридически значимых действий.

Главным материальным вложением денежных средств станет уплата госпошлины за регистрацию отмены сервитута. В настоящее время эта сумма составляет от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, кто является владельцем земельного участка – физическое или юридическое лицо.

В том случае, если при подготовке заявления и всех необходимых документов потребуется обратиться к юристу или нотариусу, услуги таких специалистов оцениваются в размере от 2000 до 15000 тысяч рублей, в зависимости от стоимости установленного обременения (такой расчёт определён нотариальным прейскурантом).

Сервитут прекращается по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, при отпадении оснований, по которым он был установлен (ст. 276 ГК РФ). В том случае, если сервитут препятствует использованию земельного участка в соответствии с его назначением, собственник земельного участка имеет право требовать прекращения сервитута в судебном порядке.

В Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года (см. подробнее п. 6 Обзора), указано:

«Если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут».

Прекращение публичного сервитута


Основания для прекращения действия публичного права пользования частью чужого надела прописаны в ст. 48 ЗК РФ. К ним относятся:

  • окончание срока действия;
  • отсутствие общественных нужд, для которых он был установлен;
  • деятельность, для которой был принят сервитут, не осуществляется в течение 2-х лет;
  • обладатель права отказался от него;
  • не вносится своевременная оплата за эксплуатацию чужого надела.

При данных основаниях отмена прав на использование надела общественностью осуществляется в одностороннем порядке. Администрация выносит постановление об отмене вещного права, которое передается собственнику земли. После чего владелец участка самостоятельно передает данное постановление в Росреестр для снятия обременения с надела. Регпалата вносит сведения в реестр имущества, а хозяину земли выдается новая выписка ЕГРН.

В случае истечения срока действия вещного права дополнительное постановление органа власти, установившего сервитут, не выдается.

Читайте также:  можно ли оформлять автомобиль на несовершеннолетнего ребенка

Процедура прекращения сервитута происходит по решению органа власти, установившего такие права, или по заявлению владельца надела. Собственник участка вправе потребовать прекращения действия вещного права на свой участок через суд в следующих случаях:

  • нарушен порядок установления ограничения пользования землей;
  • из-за действия сервитута возникли сложности по эксплуатации территории или объектов, расположенных на ней, в соответствии с целевым назначением земли;
  • нарушение обладателем публичного сервитута законодательных норм в процессе эксплуатации участка;
  • в документацию по планировке территории внесены изменения.

Снятие обременения в виде публичного права пользования чужим земельным наделом также подлежит регистрации в Росреестре.

Законодательное регулирование

Говоря о законодательном регулировании процедуры установления земельного сервитута, необходимо отметить, что такое регулирование осуществляется всего двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексами.

Если говорить более конкретно, то в рамках Гражданского Кодекса, в статьях 274-277, указывается, что подразумевается под сервитутом, в каких целях и каким образом происходит его установление.

Гражданский Кодекс Российской Федерации осуществляет регулирование вопросов установления частного сервитута.

Земельный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы установления сервитута, носящего публичный характер.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются те цели, для осуществления которых может потребоваться установление публичного сервитута. Кроме того, в статьях данного Кодекса происходит установление основных параметров, по которым должно происходить формирование такого обременения.

ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ

В соответствии с действующим законодательством в установленном порядке, могут устанавливаться публичные сервитуты для:

  • ограниченного пользования частью земельного участка, которая занята остающейся в собственности (залоге) недвижимости и необходима для ее использования в соответствии с функциональным назначением;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке,
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельные участки;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельных участков в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке,
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

Перечень указанных выше публичных сервитутов не является исчерпывающим.

Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, далее «Уполномоченный орган», соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка. В этом случае заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением в Уполномоченный орган с просьбой об изъятии, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Основания для снятия данного обременения с земельного участка

По общим правилам, указанным в статье 276 ГК РФ, основанием для прекращения действия ограничения будут такие ситуации:

  • если отпали основания, по которым было установлено подобное обременение;
  • участок, обремененный сервитутом, не может использоваться собственником по своему целевому назначению.

Публичные сервитуты, которые установлены в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ, составляют исключения и не могут быть отменены.

В то же время, статья 48 ЗК РФ дополняет список оснований:

  1. Публичный сервитут может быть прекращен, если отсутствуют общественные нужды, по которым он был установлен (исключениям являются публичные сервитуты, установленные в порядке, что предусматривается главой V.7 ЗК РФ).
  2. Если истек срок публичного ограничения, оно прекращается, когда оканчивается последний день последнего месяца действия этого обременения.
  3. Если сервитут установлен в порядке, указанном в главе V.7 ЗК РФ, то его прекращение возможно на основе решения органа власти, который устанавливал этот публичный сервитут, если:
    • отсутствие деятельности, для которой устанавливалось обременение в течение 2-х и больше лет;
    • в срок, который установлен п.2 ст.39.46 ЗК РФ, не была внесена плата за публичный сервитут, установленный на землю в муниципальной или государственной собственности и не предоставленной юридическим или физическим лицам (в срок более полугода с момента получения правообладателем земли проекта соглашения о сервитуте, если плата вносится одним платежом и более 2-х раз подряд после истечения срока платы, установленного соглашением, если оплата вносится периодическими платежами).
  4. Обладатель публичного сервитута отказывается от него.

Способы отмены сервитута

Как уже говорилось выше, сервитут может быть отменен по двум основаниям:

  • По обоюдному согласию;
  • Путём расторжения соглашения через суд.
Читайте также:  Как правильно закрыть ипотеку и снять обременение с квартиры

Расторжение соглашения об установлении сервитута по обоюдному согласию происходит всего в три этапа:

  1. Установление всех обстоятельств, которые соответствуют возможности отмены действующего сервитута. Это могут сделать как обе стороны, так и та сторона, которая была заинтересована в таком действии.
  2. Подписание дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута обеими сторонами-участницами. Такое дополнительное соглашение будет считаться тем определяющим документом, на основании которого будет произведена регистрация отмены сервитута.
  3. Непосредственно регистрация отмены установленного обременения с получением соответствующего документа. Производится такая регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Полученное по итогам такого процесса свидетельство может быть использовано, при необходимости, в качестве документа, доказывающего ничтожность претензий других лиц на действия по использованию сервитута.

Основания прекращения публичного земельного сервитута

Для того, чтобы прекратить сервитут, установленный для общественных целей, нужно разобраться с причинами его отмены.

Так, публичный сервитут можно отменить по следующим причинам:

  • Причины, по которым публичный сервитут устанавливался, отпали
  • Срок действия сервитута истек
  • Нарушение правил постановки публичного сервитута
  • Отсутствие возможности использования сервитута в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, на котором установлен такой сервитут
  • Нарушение законодательства пользователем сервитута, в рамках деятельности, для которого был установлен такой сервитут

Основания прекращения публичного земельного сервитута, установленного для особых целей

Тем не менее, публичный сервитут, установленный для особых целей можно прекратить и до установленного соглашением об установлении сервитута срока. А причины следующие:

  • Земля, на которой установлен сервитут, не используется более двух лет
  • Оплата за пользование сервитутам не вносится
  • В случае, если сам пользователь отказывается от сервитута

Стоит понимать, что указанный перечень не является исчерпывающим. Тем не менее, наличие причин, не предусмотренных действующим законодательством, придется доказывать в суде.

При этом важно отметить, что множество документальных доказательств можно получить только используя адвокатские, либо судебные запросы, поскольку ответчик вряд ли согласится предоставить их вам добровольно.

Основания для снятия данного обременения с земельного участка

По общим правилам, указанным в статье 276 ГК РФ, основанием для прекращения действия ограничения будут такие ситуации:

  • если отпали основания, по которым было установлено подобное обременение;
  • участок, обремененный сервитутом, не может использоваться собственником по своему целевому назначению.

Публичные сервитуты, которые установлены в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ, составляют исключения и не могут быть отменены.

В то же время, статья 48 ЗК РФ дополняет список оснований:

  1. Публичный сервитут может быть прекращен, если отсутствуют общественные нужды, по которым он был установлен (исключениям являются публичные сервитуты, установленные в порядке, что предусматривается главой V.7 ЗК РФ).
  2. Если истек срок публичного ограничения, оно прекращается, когда оканчивается последний день последнего месяца действия этого обременения.
  3. Если сервитут установлен в порядке, указанном в главе V.7 ЗК РФ, то его прекращение возможно на основе решения органа власти, который устанавливал этот публичный сервитут, если:
      отсутствие деятельности, для которой устанавливалось обременение в течение 2-х и больше лет;
  4. в срок, который установлен п.2 ст.39.46 ЗК РФ, не была внесена плата за публичный сервитут, установленный на землю в муниципальной или государственной собственности и не предоставленной юридическим или физическим лицам (в срок более полугода с момента получения правообладателем земли проекта соглашения о сервитуте, если плата вносится одним платежом и более 2-х раз подряд после истечения срока платы, установленного соглашением, если оплата вносится периодическими платежами).
  5. Обладатель публичного сервитута отказывается от него.

С какой целью устанавливается сервитут?

Сервитут устанавливается в интересах государства или общества, а также в интересах ограниченного круга частных лиц. Основная цель, которой служит сервитут — обеспечить доступ к чужому (обычно соседнему) участку для прохода, проезда по нему или для проведения коммуникаций.

Также это могут быть следующие причины: размещение на участке межевых знаков, государственных геодезических, гравиметрических пунктов, забор водных ресурсов из водоемов, рыбная ловля, прогон сельскохозяйственных животных, охота. Строительство, эксплуатация и реконструкция линейных объектов ЖКХ, временная установка строительной техники для расширения или строительства магистральных сетей также требуют установления сервитута.

Чаще всего право сервитута используется в садоводческих товариществах и дачных поселках. Это ситуации, когда дом огорожен таким образом, что к нему не могут подъехать социальные службы, когда владельцы дачных участков сплошными заборами перекрыли путь к озеру, реке или лесу. А также воспользоваться правом сервитута можно, если при проведении коммуникаций требуется доступ к соседскому земельному участку.

Использование сервитутного права подразумевает наименее обременительные условия для владельца собственности, в отношении которой оно устанавливается. Если сервитут применяется к землям сельскохозяйственного назначения, то законодательством рекомендовано учитывать требования об обеспечении рационального использования таких земель.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *