ТИПЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТИПЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.

Налоги, уплачиваемы казенными, бюджетными и автономными учреждениями

Виды налогов и сборов Учреждения
Казенное Бюджетное Автономное

НДС (гл. 21 НК РФ)

Уплачивают только со средств от приносящей доход деятельности, выполняют обязанности налогового агента [п. 3, ст. 161] и уплачивают налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации [п. п. 5п. 1, ст. 151]

Имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (со ст. 145 НК РФ)

Акцизы (гл. 22 НК РФ)

Учреждения, осуществляющие производство спиртосодержащих лекарственных средств, отвечающих установленным в п. п. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ условиям освобождения их от обложения акцизом, не являются плательщиками акцизов по этой продукции. Кроме того, отдельные операции по реализации освобождаются от налогообложения (п. п. 6 п. 1 ст. 183 НК РФ)

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)

Признается налоговым агентом

Налог на прибыль (гл. 25 НК РФ)

Не учитывает доходы от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств

Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с субсидий и целевых средств

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ)

Являются плательщиками при наличии объектов обложения в соответствии со ст. 333.2 НК РФ

Водный налог (гл. 25.2 НК РФ)

Признаются плательщиками учреждения, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование, признаваемое объектом налогообложения (ст. 333.9 НК РФ)

Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ)

Уплачивают налог при добыче полезных ископаемых по отдельным видам, приведенным в п. 2 ст. 337 НК РФ

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)

Уплачивает в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования [ст. 356 НК РФ]

Налог на имущество (гл. 30 НК РФ)

Признается плательщиком, если не предусмотрены налоговые льготы законами субъектов Российской Федерации [п. 2, ст. 372 НК РФ]

Земельный налог (гл. 31 НК РФ)

Уплачивает с земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования [п. 1 ст. 388 НК РФ], если налог установлен в соответствии с Кодексом нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований [ п. 1 ст. 387 НК РФ]. При установлении налога нормативно-правовые органы муниципальных образований могут предусматривать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков

Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ)

Не уплачивает [п. п. 1 п. 1 ст. 333.35]

Уплачивает, за исключением отдельных льгот, предусмотренных ст. 333.35 НК РФ

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Прямого указания на запрет применения НК РФ не содержит, применяется добровольно

Упрощенная система налогообложения

Не вправе применять [5, подп. 17 п. 3 ст. 346.12]

Ограничений по применению нет, кроме общих условий по ограничениям [5, ст. 346.12]

Муниципальные учреждения

Рассматривая перечень организаций, отдельное внимание следует обратить на муниципальные бюджетные учреждения в районах. Они могут быть организованы исключительно на основании решений, принятых органами самоуправления на местах. Основная их задача — это предоставление услуг представителям местного населения в различных сферах: образовательной, культурной, медицинской, социальной и т. п.

От федеральных государственных бюджетных учреждений муниципальные отличаются тем, что они подчиняются органам, стоящим выше, а также имеют определенную дисциплину, режим работы и смету, установленную вышестоящим органом. Финансовая деятельность таковых учреждений регулируется на основании постановлений Министерства финансов. Что касается имущественной деятельности, то она полностью регулируется муниципалитетом.

Учреждения здравоохранения

Если рассматривать особенности функционирования государственных бюджетных учреждений здравоохранения, то непременно следует выделить особенности их финансирования. Практика показывает, что такая деятельность осуществляется не только из специально созданного государственного фонда и других аналогичных, к числу которых относятся средства федерального и добровольного медицинского страхования. Более того, на финансирование государственных бюджетных учреждений здравоохранения направлены средства, выделяемые из отчислений предприятий, благотворительные взносы, а также деньги, уплаченные населением за оказание услуг медицинского характера. Что касается порядка распределения средств, имеющихся в специализированных фондах, то данный процесс осуществляется органами самоуправления на местах, а также субъектами, осуществляющими исполнительную власть.

К системе муниципальных и бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере предоставления медицинских услуг населению, относятся не только больницы, но также и лечебно-профилактические организации, аптеки и санитарно-эпидемиологические службы, созданные на государственных началах. Структура заведений данного рода является довольно разветвленной, так как каждый указанный тип заведений может быть представлен несколькими видами.

Перечень нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ

 N 
п/п
 Статьи федеральных 
законов,
устанавливающие
основания
для разработки НПА
 Наименование 
нормативного
правового акта
Ответственный орган
государственной
власти субъекта
Российской
Федерации
(орган местного
самоуправления)
1. 
Федеральный закон 
от 12.01.1996 N 7-ФЗ
"О некоммерческих
организациях"
(п. 1; п. 2 ст. 13;
п. 4 ст. 14; п. 2.1
ст. 16; п. 2
ст. 17.1; п. 5 ст. 18
и ст. 19.1);
Федеральный закон
от 18.10.2006
N 174-ФЗ (ст. 5);
Федеральный закон
от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(п. 15 ст. 31)
Установление порядка 
создания, реорганизации,
изменения типа и ликвидации
государственных учреждений
субъектов РФ (муниципальных
учреждений), а также
утверждения уставов
государственных учреждений
субъекта РФ (муниципальных
учреждений) и внесения в
них изменений
Высший 
исполнительный
орган
государственной
власти субъекта РФ
(местная
администрация
муниципального
образования)
2. 
Федеральный закон 
от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(п. 4 ст. 9.2)
Установление порядка 
определения платы за
оказание бюджетным
учреждением субъектов РФ
(муниципальным учреждением)
услуг (выполнение работ),
относящихся к основным
видам деятельности
бюджетного учреждения,
для граждан и юридических
лиц
Орган 
государственной
власти субъекта РФ
(орган местного
самоуправления),
осуществляющий
функции и
полномочия
учредителя
3. 
Федеральный закон 
от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(п.п. 5, 6 ст. 9.2)
Определение порядка 
осуществления бюджетными
учреждениями полномочий
органа государственной
власти субъекта РФ,
органа местного
самоуправления по
исполнению публичных
обязательств перед
физическим лицом,
подлежащих исполнению в
денежной форме, и
определение порядка
финансового обеспечения
их осуществления
Высший 
исполнительный
орган
государственной
власти субъекта РФ
(местная
администрация
муниципального
образования)
4. 
Федеральный закон 
от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(п. 7 ст. 9.2)
Утверждение условий и 
порядка формирования
государственного задания
и порядок финансового
обеспечения выполнения
этого задания бюджетными
учреждениями субъектов РФ
(муниципальными бюджетными
учреждениями)
Высший 
исполнительный
орган
государственной
власти субъекта РФ
(местная
администрация
муниципального
образования)
5. 
Федеральный закон 
от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(п. 11 ст. 9.2);
Федеральный закон
от 03.11.2006
N 174-ФЗ (п. 3 ст. 3)
Установление порядка 
определения видов особо
ценного движимого
имущества в отношении
бюджетных учреждений
субъектов РФ (муниципальных
бюджетных учреждений)
Высший 
исполнительный
орган
государственной
власти субъекта РФ
(местная
администрация
муниципального
образования)
6. 
Федеральный закон 
от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(п. 12 ст. 9.2)
Определение перечня особо 
ценного движимого
имущества бюджетного
учреждения субъектов РФ
(муниципального
бюджетного учреждения)
Орган 
государственной
власти: субъекта РФ
(орган местного
самоуправления),
осуществляющий
функции и
полномочия
учредителя
7. 
Федеральный закон 
от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(п. 3.3 ст. 32)
Определение порядка 
составления и утверждения
плана финансово-
хозяйственной деятельности
учреждений субъектов РФ
(муниципальных учреждений)
Орган 
государственной
власти субъекта РФ
(орган местного
самоуправления),
осуществляющий
функции и
полномочия
учредителя
8. 
Федеральный закон 
от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(п. 3.3 ст. 32)
Определение порядка 
составления и утверждения
Отчета о результатах
деятельности муниципального
учреждения и об
использовании закрепленного
за ним муниципального
имущества
Орган 
государственной
власти субъекта
РФ (орган местного
самоуправления),
осуществляющий
функции и
полномочия
учредителя
9. 
Федеральный закон от 
12.01.1996 N 7-ФЗ
(п. 5.1 ст. 32)
Установление порядка 
осуществления контроля за
деятельностью бюджетных и
казенных учреждений
субъекта РФ (муниципальных
бюджетных и казенных
учреждений)
Высший 
исполнительный
орган
государственной
власти субъекта РФ
(местная
администрация
муниципального
образования)
10.
Бюджетный кодекс РФ 
(п. 5 ст. 79)
Установление порядка 
предоставления бюджетных
инвестиций автономным и
бюджетным учреждениям
субъектов РФ (муниципальным
автономным и бюджетным
учреждениям)
Высший 
исполнительный
орган
государственной
власти субъекта РФ
(местная
администрация
муниципального
образования)
11.
Бюджетный кодекс РФ 
(п. 1 ст. 221)
Установление порядка 
составления, утверждения
и ведения бюджетных смет
казенных учреждений
субъектов РФ
(муниципальных казенных
учреждений)
Орган 
государственной
власти субъекта РФ
(орган местного
самоуправления),
осуществляющий
функции и
полномочия
учредителя
12.
Федеральный закон 
от 03.11.2006
N 174-ФЗ (ч. 3.3 -
3.4 ст. 2)
Установление порядка 
открытия и ведения лицевых
счетов автономным
учреждениям в финансовом
органе субъекта РФ
(муниципального
образования) и проведения
кассовых выплат за счет
средств автономных
учреждений, лицевые счета
которым открыты в
финансовом органе субъекта
РФ (муниципальном
образовании)
Финансовый орган 
субъекта РФ
(муниципального
образования)
13.
Федеральный закон от 
08.05.2010 N 83-ФЗ
(п.п. 3 и 6 ст. 30)
Установление порядка 
открытия и ведения лицевых
счетов бюджетным
учреждениям субъектов РФ
(муниципальных бюджетных
учреждений) в финансовом
органе субъекта РФ
(муниципального
образования) и порядка
проведения кассовых
выплат за счет средств
бюджетных учреждений
субъектов РФ (муниципальных
бюджетных учреждений)
Финансовый орган 
субъекта РФ
(муниципального
образования)
14.
Федеральный закон от 
08.05.2010 N 83-ФЗ
(ч. 10 п. 20 ст. 30)
Установление порядка учета 
и хранения исполнительных
документов,
предусматривающих взыскание
на средства бюджетных
учреждений субъектов РФ
(муниципальных бюджетных
учреждений), и иных
документов, связанных с их
исполнением
Финансовый орган 
субъекта РФ
(муниципального
образования)
15.
Федеральный закон 
от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(п. 16 ст. 30)
Установление порядка 
санкционирования расходов
бюджетных учреждений
субъектов РФ (муниципальных
бюджетных учреждений),
источником финансового
обеспечения которых
являются субсидии,
полученные в соответствии с
абз. 2 ч. 1 ст. 78.1 и
п. 5 ст. 79 Бюджетного
кодекса Российской
Федерации
Финансовый орган 
субъекта РФ
(муниципального
образования)
16.
Федеральный закон 
от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(п.п. 18, 19 ст. 30)
Определение порядка 
взыскания в бюджет
субъекта РФ (местный
бюджет) не использованных
в текущем финансовом году
остатков субсидий,
предоставленных бюджетным
учреждениям субъекта РФ
(муниципальным бюджетным
учреждениям)
Финансовый орган 
субъекта РФ
(муниципального
образования)
17.
Федеральный закон 
от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(п. 23 ст. 30)
Установление порядка 
перечисления в бюджет
субъекта РФ (местный
бюджет) остатков средств с
соответствующих счетов, на
которых отражаются операции
со средствами бюджетных
учреждений субъекта РФ
(муниципальных бюджетных
учреждений), а также их
возврата на указанные счета
Финансовый орган 
субъекта РФ
(муниципального
образования)
18.
Федеральный закон 
от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(п. 27 ст. 30)
Установление предельно 
допустимых значений
просроченной кредиторской
задолженности бюджетного
учреждения, превышение
которых влечет расторжение
трудового договора по
инициативе работодателя в
соответствии с Трудовым
кодексом РФ с руководителем
бюджетного учреждения
Орган 
государственной
власти субъекта РФ
(орган местного
самоуправления),
осуществляющий
функции и
полномочия
учредителя
19.
Федеральный закон 
от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(п. 16 ст. 33)
Установление формы 
финансового обеспечения
деятельности бюджетных
учреждений субъекта РФ
(муниципальных бюджетных
учреждений) в переходный
период;
установление даты, начиная
с которой осуществляется
зачисление в бюджет
субъекта РФ (местный
бюджет) доходов, полученных
казенными учреждениями
субъекта РФ (муниципальными
казенными учреждениями) от
платных услуг;
установление порядка и
направления использования
бюджетными учреждениями до
субъектов РФ, являющимися
получателями бюджетных
средств, и казенными
учреждениями субъектов РФ
(муниципальными бюджетными
учреждениями, являющимися
получателями бюджетных
средств, и муниципальными
казенными учреждениями)
доходов от сдачи в аренду
имущества, находящегося в
государственной
собственности субъекта РФ
(муниципальной
собственности) и
переданного в оперативное
управление указанным
учреждениям;
установление порядка и
направления использования
бюджетными учреждениями
субъектов РФ, являющимися
получателями бюджетных
средств, и казенными
учреждениями субъектов РФ
(муниципальными бюджетными
учреждениями, являющимися
получателями бюджетных
средств, и муниципальными
казенными учреждениями)
доходов от оказания платных
услуг и иной приносящей
доходы деятельности
Законодательные 
(представительные)
органы
государственной
власти субъекта РФ
и представительные
органы местного
самоуправления

Коротко об основах бюджетного учета

Рассматривая перечень организаций, отдельное внимание следует обратить на муниципальные бюджетные учреждения в районах. Они могут быть организованы исключительно на основании решений, принятых органами самоуправления на местах. Основная их задача — это предоставление услуг представителям местного населения в различных сферах: образовательной, культурной, медицинской, социальной и т. п.

Читайте также:  Может ли собственник выписать прописанного человека без его согласия?

От федеральных государственных бюджетных учреждений муниципальные отличаются тем, что они подчиняются органам, стоящим выше, а также имеют определенную дисциплину, режим работы и смету, установленную вышестоящим органом. Финансовая деятельность таковых учреждений регулируется на основании постановлений Министерства финансов. Что касается имущественной деятельности, то она полностью регулируется муниципалитетом.

При рассмотрении перечня организаций следует обратить свое внимание на государственные бюджетные образовательные учреждения. Деятельность данного типа организации направлена на предоставление услуг населению в сфере образования и науки. В соответствии с действующими нормативными актами, в настоящее время на территории РФ активно функционируют дошкольные учреждения. К их числу относятся детские садики и ясли, а также общеобразовательные, в ряду которых находятся те, которые предоставляют начальные знания, основное и полное общее образование. Если говорить о наивысшей ступени рассматриваемых учреждений, то к их числу относятся те, которые проводят обучения в рамках получения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также предоставляют знания, необходимые для послевузовского обучения.

Дополнительно в бюджетных и муниципальных образовательных учреждениях могут получить знания те лица, которые имеют некие отклонения в своем развитии и нуждаются в особенном подходе в процессе преподнесения информации, а также дети-сироты, которые остались без попечения законных представителей и родителей (дома-интернаты). Практика показывает, что наряду с перечисленными бюджетными учреждениями, могут функционировать дополнительные их виды, к которым можно отнести лицеи, гимназии, вечерние и специализированные школы, в которых обучение производится с учетом определенного уклона.

Если рассматривать особенности функционирования государственных бюджетных учреждений здравоохранения, то непременно следует выделить особенности их финансирования. Практика показывает, что такая деятельность осуществляется не только из специально созданного государственного фонда и других аналогичных, к числу которых относятся средства федерального и добровольного медицинского страхования. Более того, на финансирование государственных бюджетных учреждений здравоохранения направлены средства, выделяемые из отчислений предприятий, благотворительные взносы, а также деньги, уплаченные населением за оказание услуг медицинского характера. Что касается порядка распределения средств, имеющихся в специализированных фондах, то данный процесс осуществляется органами самоуправления на местах, а также субъектами, осуществляющими исполнительную власть.

К системе муниципальных и бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере предоставления медицинских услуг населению, относятся не только больницы, но также и лечебно-профилактические организации, аптеки и санитарно-эпидемиологические службы, созданные на государственных началах. Структура заведений данного рода является довольно разветвленной, так как каждый указанный тип заведений может быть представлен несколькими видами.

Читайте также:  Штрафы ГИБДД за тонировку окон

Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.

Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.

Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:

  • код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
  • код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
  • код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).

Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.

Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2020 — 2021 годах (нюансы)».

Что такое государственное учреждение?

Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения — это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

В ряде случаев с термином «государственные учреждения» отождествляется понятие «бюджетные организации». Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

Виды деятельности бюджетных организаций

Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте — всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении «бизнеса», о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды «бизнеса» бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

Энциклопедия решений. Организации бюджетной сферы

Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.

Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:

  • код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
  • код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
  • код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).

Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.

Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2020 — 2021 годах (нюансы)».

Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.

При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:

  • 10 — если учитывается объект основных средств;
  • 20 — если учитываются нематериальные активы;
  • 30 — если учитываются непроизведенные активы;
  • 40 — если учитываются материальные запасы.

Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.

Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.

Дата публикации 27.11.2019

Смотрите также

Вопрос аудитору

С 01.01.2019 статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. В каком нормативном документе можно посмотреть, к какому типу относится тот или иной контрагент?

С 1 января 2019 года действует новый порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).

Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализируется подстатьями:

731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;

733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;

734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;

735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;

736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;

737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;

738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;

739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Аналогично детализированы статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).

Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, статьи 560 (660) «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности» КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.

Читайте также:  «Детское пособие» для взрослых: появятся ли в Башкирии выплаты «детям войны»

Прежде всего, для определения кода КОСГУ необходимо руководствоваться непосредственно Порядком № 209н и методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153 (далее — Методические рекомендации).

Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:

    • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
    • государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

До внесения изменений в Порядок № 209н к организациям госсектора также следовало относить корпоративные юридические лица, владельцами более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения. Однако приказом Минфина России от 13.05.2019 № 69н подобные юридические лица исключены из этого перечня. Следовательно, при расчетах с ними необходимо выбрать код КОСГУ, предусмотренный для других организаций, кроме сектора государственного управления и организаций госсектора.

В соответствии с п. 10.4 Порядка № 209н к финансовым организациям относятся:

    • банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций;
    • юридические лица, предоставляющие на основании лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования;
    • микрофинансовые организации;
    • иные финансовые организации.

Нефинансовые организации — организации, которые занимаются производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ.

Кроме того, для определения вида контрагента необходимо руководствоваться нормативными документами, которые регулируют соответствующую отрасль законодательства.

В заключение отметим, что статус контрагента определяется на дату совершения операции. Для этого следует проанализировать информацию о нем (о его организационно-правовой форме), содержащуюся:

  • в договорах, первичных документах, поступающих от контрагента (в том числе в фирменных бланках, оттиске печати);
  • на официальном сайте;
  • в учредительных документах;
  • в выписках из единых государственных реестров юридических лиц (ЕГРЮЛ), индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Бюджетное учреждение. ФГБУ, ГБУ, МБУ

Выше мы сказали, что термин «государственные учреждения» синонимичен понятию «бюджетные организации». Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными — есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

  • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
  • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
  • главный источник финансирования работы учреждения — бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, есть термины «госпредприятие», «государственная организация» и «учреждение». В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или «Росатом», то их вполне допустимо называть «организациями», но никак не «учреждениями», поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для «Росатома» больше подходит термин «госпредприятие», так как данная структура занята в «реальном секторе».

Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации — бюджетные, своего рода «бизнес» они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

Как только клиентом «коммерческого профиля», обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата — в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

Следующий аспект деятельности государственных учреждений — бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от «бизнесов», а также спонсорская помощь — все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь — НК РФ, а также ФЗ «О бухгалтерском учете». Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

  • оплата труда в рамках трудовых договоров;
  • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
  • предусмотренные законодательством трансферты;
  • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
  • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.

Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект — область, край, республика. В случае с муниципальными структурами — населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные организации Москвы и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части — в Москве это, например, районы. Следует отметить — у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

Требования и контроль

Рассматриваемые некоммерческие организации оказывают широкий спектр различных общественно-полезных услуг и исполняют функции, которые оплачиваются не потребителями, а финансируются из соответствующих фондов на безвозвратной основе. По такой схеме, например, работает государственное бюджетное учреждение здравоохранения, культуры, спорта и пр. Такая модель деятельности, с одной стороны, ослабляет контроль над качеством функций, реализуемых организацией, с другой — над эффективностью использования полученных средств. Формирование цены на услуги осуществляется преимущественно директивным методом. При этом учитывается не только реальный размер затрат, но и возможности бюджетного фонда. Таким образом, финансовое состояние рассматриваемых организаций, расчетов с кредиторами и дебиторами в существенной мере зависят не столько от качества и количества услуг, сколько от полноты и своевременности выделения средств. Доходы, которые муниципальное бюджетное учреждение получает от продажи своих услуг, необходимо тратить и распределять согласно требованиям законодательства. Этот факт негативно отражается на гибкости хозяйственного управления, возможностях осуществлять оперативное маневрирование в стремительно изменяющихся экономических условиях. Необходимо учесть, что только при сочетании всех вышеназванных признаков можно говорить о том, что организация является бюджетным учреждением.

Внебюджетные доходы казенного учреждения

Казенное учреждение имеет право осуществлять приносящую доход деятельность, если это прописано в его уставе . Таким образом, будет казенное учреждение оказывать платные услуги или выполнять платные работы, решает учредитель, который утверждает устав. Доходы от данной деятельности являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета и поступают в бюджет .

Часть 3 ст. 161 БК РФ.
Абзац 4 ч. 3 ст. 41 БК РФ.
Часть 3 ст. 161 БК РФ и абз. 2 ч. 4 ст. 298 ГК РФ.

На основании этих положений нередко делаются заявления о том, что если учреждение становится казенным, то никаких денег от оказания платных услуг оно не увидит — все уйдет в бюджет. Однако главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет . Таким образом, данная ситуация фактически не отличается от прежней, когда доходы от оказания бюджетными учреждениями платных услуг считались неналоговыми доходами бюджета, а то, что они оставались (а где-то и не оставались) у самих учреждений, было исключительно волей главного распорядителя бюджетных средств.

Часть 22 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *