Ответственность за нарушение хранения и ношения оружия гражданами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение хранения и ношения оружия гражданами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ, являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему).

Статья 22. Закона об Оружии РФ. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему

Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.

Хранение оружия и патронов к нему, принадлежащих спортивным организациям и гражданам и используемых ими для занятий спортом и охоты, осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте. Порядок приема на хранение таких оружия и патронов к нему и порядок их выдачи для использования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

Хранение иностранными гражданами приобретенного в Российской Федерации гражданского и служебного оружия разрешается в течение десяти дней на основании лицензии на его приобретение, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел.

  • Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
  • Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
  • В организациях, имеющих разрешение на хранение оружия и (или) патронов к нему, должности, связанные с хранением и учетом оружия и патронов к нему, не могут замещать лица, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия.

Комментарий к ст. 20.8 Кодекса об административных правонарушениях


1. Объектом административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Правила производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием регламентированы Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

2. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с:

  • нарушением правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему (ч. 1);
  • грубым нарушением лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2);
  • нарушением порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ч. 3);
  • нарушением правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного ч. 4.1 комментируемой статьи (ч. 4);
  • ношением огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 4.1);
  • невыполнением лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 4.2);
  • нарушением правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему (ч. 5);
  • незаконным приобретением, продажей, передачей, хранением, перевозкой или ношением гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (ч. 6).

Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 20.8-20.15 КоАП РФ, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также установленные правила оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

Часть 1 ст. 20.8 предусматривает ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Объективная сторона этого правонарушения, выражается в противоправном действии (бездействии), в результате которого произошло нарушение установленных правил по производству, продаже, хранению или учету оружия и патронов к нему.

Субъектами правонарушения, являются должностные лица, в чьи обязанности входит соблюдение указанных правил и юридические лица. Правонарушение, может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Совершение данного правонарушения влечет наказание в виде административного штрафа налагаемого на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (от 4000 до 5000 р.); на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (в десять раз больше). Необходимо знать, что в настоящее время все размеры административных штрафов рассчитываются исходя из того, что минимальный размер оплаты труда равен 100 р.

Примером указанных нарушений может быть производство, продажа, хранение оружия без соответствующей охраны, без сигнализации в помещении, где хранится оружие; без учета сведений, кому из работников организации передается оружие для выполнения ее уставных задач.

Комментарий к статье 20.8. КоАП РФ:

1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.

4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).

6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Читайте также:  Уменьшение патента на страховые взносы в 2021 году

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).

За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).

В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.

В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Комментарий к Статье 20.8 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.

3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.

4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.

5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.

Особенности выбора сейфа

Мало выделить отдельное помещение, нужно подобрать надежный сейф для хранения оружия. Он может быть любого размера и конфигурации, главное требование – обеспечение надежного хранения.

Крупные металлические шкафы подойдут для тех, у кого богатая коллекция оружия. Если же богатым арсеналом охотник похвастаться не может, вполне можно обойтись сравнительно небольшим металлическим ящиком, который оснащен отдельными ячейками для хранения охотничьего оружия и патронов.

Нормы размеров сейфа не установлены, главное – чтобы в нем можно было разместить все необходимое в соответствии с правилами. Сейф должен запираться на два замка – электронный и ключевой. По правилам его также необходимо прикрепить тремя болтами к полу или стенам.

Толщина стенок всего сейфа не регламентирована. Лучше отдавать предпочтение металлическим стенкам толщиной 2 мм. А вот боеприпасы должны храниться в ячейке, толщина стенки которой составляет не меньше 3 мм.

В целом, сейф не обязательно покупать, его можно обустроить и самостоятельно. Например, основой для сейфа может стать металлический шкаф, используемый на производстве. Он огнестойкий и прочный, однако его придется доработать, сделав необходимые раздельные ячейки и дополнительный замок.

Как сдать оружие в полицию, если просрочил разрешение, лицензию?

Чтобы сдать оружие в отдел Росгвардии (полиция больше не ведет учет оружия, эти функции переданы Росгвардии), гражданину, просрочившему разрешение необходимо пройти три этапа.

  1. Позвонить по телефону в ОЛРР. Нужно самостоятельно обратиться в отдел и сказать, что вы желаете сдать оружие на хранение в связи с просрочкой РОХа.
  2. Вызвать к себе полицейского. Так как самостоятельная перевозка оружия с просроченным разрешением незаконна, необходимо дождаться сотрудников полиции.
  3. Передать всё по акту, сделать копию и оставить себе. При изъятии ружья и боеприпасов составляется акт (протокол), включающий в себя вид, тип, модель, калибр, серию и номер оружия, а также количество изъятых патронов. Эта информация может быть зафиксирована в протоколе об административном правонарушении, тогда дополнительный акт составляться не будет.

Прежде чем непосредственно перейти к статье о незаконном хранении гладкоствольного оружия, следует понять, что же законодатель непосредственно имеет ввиду под самим понятием оружия. На данный момент под этим термином собраны все предметы или устройства, которые на уровне своего проектирования были созданы для того, чтобы поразить живую или иную цель, а также, помимо этого, могут подавать звуковые, световые или звуковые сигналы.

Непосредственно под понятие живой цели могут подпадать не только люди, но и иные живые объекты, например, звери и птицы (именно поэтому охотничьи ружья также считаются оружием) Согласно КОАП, незаконное хранение гладкоствольного оружия карается по закону.

Практически все законодательство о незаконном хранении оружия сосредоточено в УК РФ. Однако далеко не все виды упомянуты в нем. Отображено в статьях КОАП РФ незаконное хранение гладкоствольного оружия, а также его приобретение и ношение. Следует внимательно отнестись к существующим нормам, чтобы в конечном итоге не подвергнуться уголовному наказанию. Стандартно максимально по административным делам могут наказать штрафом, однако лучше всего не ухудшать ситуацию и не хранить дома незаконно оружие.

Последние изменения ст. 20.8

Мнение эксперта

Смирнов Александр Станиславович

Инструктор по выживанию в дикой природе. Опыт преподавания более 15 лет

11 июля 2020 г. в части 1 статьи 20.8 слова «пиротехнических изделий,» заменены словами «пиротехнических изделий IV и V классов,», в соответствии с Федеральным Законом № 192-ФЗ от 29.06.2015 г.

1. Нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года; административное приостановление деятельности юридических лиц — на срок от десяти до шестидесяти суток.

3. Нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

4. Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

4.1. Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, —

Это интересно: Ориентирование на местности при помощи часов

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

Читайте также:  Как открыть спор, если товар пришел с браком?

4.2. Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

Ответственность за нарушения в области оборота гражданского оружия

Превышением пределов необходимой обороны признается умышленное причинение посягающему тяжкого вреда, явно не соответствующего опасности посягательства или обстановке защиты. Превышение пределов необходимой обороны влечет уголовную ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных в статьях 118 и 124 УК.

Уголовная ответственность предусмотрена за умышленное убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания преступника. Такое деяние наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания преступника, — наказывается общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Лицо не подлежит уголовной ответственности, если из-за сильного душевного волнения, вызванного общественно опасным посягательством, оно не могло оценить соответствие причиненного им вреда опасности посягательства или обстановке защиты.

Не является превышением пределов необходимой обороны и не влечет уголовной ответственности применение оружия или любых других средств или предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, а также для предотвращения противоправного насильственного вторжения в жилище или иное помещение, независимо от тяжести вреда, причиненного посягающему.

Мнимой обороной признаются действия, связанные с причинением вреда при таких обстоятельствах, когда реального общественно опасного посягательства не было, и лицо, неправильно оценивая действия потерпевшего, лишь ошибочно предполагало наличие такого посягательства.

Мнимая оборона исключает уголовную ответственность за причиненный вред лишь в случаях, когда обстановка ситуации, давала лицу достаточные основания полагать, что имело место реальное посягательство, и оно не осознавало и не могло осознавать ошибочности своего предположения.

Если лицо не осознавало и не могло осознавать ошибочности своего предположения, но при этом превысило пределы защиты, которые разрешаются в условиях соответствующего реального посягательства, оно подлежит уголовной ответственности как за превышение пределов необходимой обороны. Если в сложившейся обстановке лицо не осознавало, но могло осознавать отсутствие реального общественно опасного посягательства, оно подлежит уголовной ответственности за причинение вреда по неосторожности.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или охраняемым законом правам этого человека или других лиц, а также общественным интересам или интересам государства, если эту опасность в данной обстановке нельзя было устранить другими средствами и если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

Иными словами, правомерным считается причинение (при наличии общей опасности) вреда одним ценностям, охраняемых правом, с целью отвлечь ущерб более значительным ценностям, которые тоже охраняются правом.

Крайняя необходимость отличается от необходимой обороны тем что: а) в случае крайней необходимости вред наносится третьим лицам (сторонним благам), при необходимой обороне — нападающему; б) причинение вреда третьим лицам в состоянии крайней необходимости допускается при условии, что другим путем нельзя было предотвратить угрозу опасности.

Превышением пределов крайней необходимости является умышленное причинение вреда охраняемым интересам, если такой вред является более значительным, чем предотвращенный вред. Лицо не подлежит уголовной ответственности за превышение пределов крайней необходимости, если в результате сильного душевного волнения, вызванного опасностью, он не мог оценить соответствие причиненного вреда этой опасности.

Постановлением Верховной Рады Украины «О праве собственности на отдельные виды имущества» утвержден перечень специальных средств, которые не могут быть в собственности граждан.

К ним относятся:

  1. Оружие, боеприпасы (кроме охотничьего и пневматического оружия, и боеприпасов к нему, а также спортивного оружия и боеприпасов к нему, приобретаемых общественными объединениями с разрешения органов внутренних дел), боевая и специальная техника.
  2. Взрывчатые вещества и средства взрыва.
  3. Боевые отравляющие вещества.
  4. 4. Противоградовые установки.
  5. 5. Специальные технические средства негласного получения информации.
  6. 6. Электрошоковые устройства и специальные средства, которые применяются правоохранительными органами, кроме газовых пистолетов и револьверов и патронов к ним, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия.

Средства самозащиты, которые могут находится в собственности граждан при наличии специального разрешения:

  • огнестрельное гладкоствольное охотничье оружие .Разрешение выдается органами внутренних дел по месту жительства лицам, достигшим 21-летнего возраста;
  • огнестрельное охотничье нарезное оружие (охотничьи карабины, винтовки, комбинированное оружие с нарезными стволами). Разрешение выдается органами внутренних дел лицам, достигшим 25-летнего возраста;
  • газовые пистолеты, револьверы и патроны к ним, заряженные веществами сльзоточивого и раздражающего действия.Разрешение выдается органами внутренних дел по месту жительства лицам, достигшим 18-летнего возраста
  • холодное оружие и пневматическое оружие калибра более 4,5 миллиметра и со скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду. Разрешение выдается органами внутренних дел лицам, достигшим 18-летнего возраста.

Разрешение не нужно на:

  • газовые баллончики (кроме тех, которые используются исключительно правоохранительными органами). Газовые баллончики продаются гражданам, достигшим 18 лет в специализированных магазинах, которые имеют соответствующую лицензию на их продажу. Такие спецсредства подлежат сертификации. Кроме того, к каждому спецсредству должны прилагаться правила пользования и порядок его применения.
  • пневматическое оружие калибра менее 4,5 миллиметра и со скоростью полета пули менее 100 метров в секунду.

Перед применением специальных средств самообороны гражданин если есть возможность, обязан предупредить нападающего о своем намерении их применить. Если в результате применения специальных средств самообороны нападающему причинены телесные повреждения или он умер, гражданин, который применил такие средства, обязан немедленно вызвать карету скорой медицинской помощи, принять меры к обеспечению охраны места происшествия и сообщить об этом в правоохранительные органы. Запрещается применять специальные средства самообороны в случае значительного скопления людей, если от этого могут пострадать посторонние лица.

1) Уголовная ответственность предусмотрена за совершение следующих действий:

Статья 263 УК В «Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами»

  1. Ношение, хранение, приобретение, передача или сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения —

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

  1. Ношение, изготовление, ремонт или сбыт кинжалов, финских ножей, кастетов или другого холодного оружия без предусмотренного законом разрешения —

наказываются штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

Освобождается от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, если оно добровольно сдало органам власти оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства.

Статья 263 -1 УК Незаконное изготовление, переработка или ремонт огнестрельного оружия или фальсификация, незаконное удаление или изменение ее маркировки, или незаконное изготовление боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств

  1. Незаконное изготовление, переработка или ремонт огнестрельного оружия или фальсификация, незаконное удаление или изменение ее маркировки, или незаконное изготовление боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств —

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

  1. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

  1. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

О внесении изменений в законодательство об оружии

В соответствии с постановлением от 8 ноября 2014 года опубликовано на официальном портале правовой информации. (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 г. N 1178 О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации) россиянам разрешили при наличии лицензии носить оружие в целях самообороны.

В прежней редакции пункт о ношении оружия россиянами, обладающими соответствующими разрешениями, предусматривал возможность носить его лишь во время охоты, проведения спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб. Данные пункты сохранены и в новой редакции правил, а кроме того, дополнены словами «а также в целях самообороны».

К гражданскому оружию самообороны относятся:

  • огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие;
  • огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;
  • газовые пистолеты и револьверы;
  • устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами;
  • электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства.

Кроме того, сохраняются ограничения на ношение гражданского оружия. По закону «Об оружии» запрещено:

  • ношение оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий;
  • ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения;
  • ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций;
  • ношение во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию;
  • ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия.

Также напоминаем, что 2 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 227 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия». Им предусмотрены следующие изменения:

  • усилена уголовная ответственность за совершение преступлений связанных с небрежным хранением огнестрельного оружия, а также за умышленное причинение легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия.
  • установлен запрет на ношение оружия в состоянии опьянения. Также введена административная ответственность за ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения и невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования.
  • введен запрет на ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных учреждений и во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, которые осуществляют работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию.
  • установлено, что осмотр врачом психиатром и врачом психиатром – наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства гражданина.
  • предусмотрено, что срок действия медицинского заключения для получения лицензии на приобретение оружия составляет один год со дня его выдачи. Следовательно, указанное медицинское заключение может быть представлено гражданином при последующем обращении с заявлением о выдаче лицензии на приобретение оружия при условии, что срок его действия не истек.
  • увеличен до 21 года возраст, с которого гражданам предоставлено право приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения. При этом лица, не достигшие 21 года но получившие до вступления в силу ФЗ право приобретения и владения указанным оружием продолжают владеть им на основании ранее выданных разрешений на его хранение и ношение. Соответственно возрастные ограничения распространяются лишь на лиц вновь приобретающих гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения.
Читайте также:  Правила сдачи 4-ФСС нулевой в 2022 году

Статья 20.8. Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием

1. Нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года; административное приостановление деятельности юридических лиц — на срок от десяти до шестидесяти суток.

3. Нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

4. Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4.1, 4.3, 4.5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

4.1. Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

4.2. Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции или должностного лица войск национальной гвардии Российской Федерации о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

4.3. Нарушение правил хранения или ношения оружия гражданами, повлекшее его утрату, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия или без таковой.

4.4. Нарушение правил хранения инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) или без таковой.

4.5. Нарушение требований законодательства об оружии участником собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, религиозного обряда и церемонии, культурно-развлекательного, спортивного и иного публичного мероприятия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

5. Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до десяти суток.

6. Нарушение правил приобретения или передачи оружия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до тридцати суток.

Ответственность за незаконное хранение оружия

Что же касается ответственности за незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия, то здесь закон более суров. Уголовная ответственность за такие деяния (если они не повлекли отдельного преступления) законом, впрочем, не предусмотрена: закон здесь ограничивается суровыми административными наказаниями.

Так, должностные лица, совершившие правонарушение, могут быть дисквалифицированы на срок от 6 месяцев до одного года, а сама организация может быть приостановлена в осуществлении своей деятельности от 10 до 60 суток.

Административный кодекс предусматривает довольно много штрафов. Должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 5 000 рублей, а организация – до 50 000 рублей. Если сотрудники какой-либо организации не прошли специальной подготовки, позволяющей им обращаться с оружием, или у них отсутствует медицинское заключение о том, что они могут обращаться с оружием, то в таком случае должностные лица будут оштрафованы на сумму до 50 000 рублей или подвергнуты дисквалификации до 1 года.

Если субъект в течение одного года будет привлечен к административной ответственности за те же самые прегрешения вторично, то в этом случае он будет оштрафован на сумму до 50 000 рублей, а оружие у него подлежит конфискации.

Если граждане, законно обладающие оружием, неправильно его содержат или транспортируют, то в этом случае они могут получить предупреждение либо штраф до 2 000 рублей. Закон также разрешает изъять у таких граждан оружие на возмездной основе.

К слову, для физических лиц предполагается ужесточение правил, в соответствии с которыми они должны хранить оружие и вести его учет. В частности, собственник оружия может хранить его исключительно по месту своего проживания. Если хозяин по каким-то причинам проживает, например, у родных или снимает квартиру, то хранить при себе оружие он не может. И еще, перевозка оружия с одного места на другое может состояться лишь с разрешения полиции.

Дополнительно к составленному заявлению о желании получить лицензию об оружии требуется предоставить в лицензионно-разрешительный отдел следующие бумаги:

  1. Справку, которая подтверждает факт того, что заявитель прошел полный обучающий курс по правильному хранению оружия и успешно сдал рекомендуемый экзамен.
  2. У заявителя была предварительно проведена проверка знаний о том, как обращаться с охотничьим ружьем или иным гладкоствольным оружием, а потом ему было выдано заключение об этом. Курс обучения составляет около 4 месяцев, проходить его нужно в специальных образовательных учреждениях.
  3. Медицинские справки от нарколога и психиатра, которые подтверждают, что у человека нет психических отклонений или зависимостей, которые могли бы препятствовать получению оружия. Также нужно будет пройти окулиста, терапевта.
  4. Две стандартные фотографии размера 3 на 4 см. Большую часть фотографии должно занимать лицо, которое с легкостью можно идентифицировать. Помимо этого, нужно приобрести сейф для хранения оружия и сфотографироваться на его фоне, чтобы подтвердить факт наличия места для его хранения.
  5. В случае покупки охотничьего ружья нужно иметь особый охотничий билет, который в настоящее время дает множество привилегий для новых охотников.
  6. Квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 500 рублей.

На самом деле, если правильно подойти к процессу получения лицензии, то при нормальном психическом состоянии и достаточном количестве денег на курсы, получить ее достаточно просто. Вся процедура оформления понятна и довольно проста, поэтому при желании пройти ее может каждый. Именно поэтому не стоит покупать даже охотничьи ружья незаконно, чтобы впоследствии не оказаться под угрозой административного или уголовного наказания. Одного подобного разрешения будет достаточно на 5 лет, после чего его спокойно можно продлить. Это заметно спасет впоследствии время и деньги, поскольку в противной ситуации придется выплатить штраф и лишиться ружья, а то и оказаться в тюрьме. Проблема с незаконным оборотом и хранением оружия становится с каждым годом все актуальнее, поэтому правоохранительные органы пытаются ее решить одной из первых.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *