Социальное обслуживание инвалидов: рассматриваем тонкости вопроса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное обслуживание инвалидов: рассматриваем тонкости вопроса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Тенденция старения населения является социальной закономерностью. Это создает ряд проблем экономического, политического, культурного характера. Главной из них является поддержание высокого уровня качества жизни пожилых людей. Здесь очевидна необходимость интеграции усилий всех социальных институтов для создания условия для достойной жизни наиболее незащищенных категорий населения.

Понятие социального обслуживания представляет собой деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: а) адресность; б) доступность; в) добровольность: г) гуманность; д) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним. находящимся в трудной жизненной ситуации: e) конфиденциальность; ж) профилактическая направленность. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организацию питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга.

Одной из основных задач социального обслуживания является помощь пожилым людям, как правило, по тем или иным причинам лишенным поддержки родственников, или неспособных самостоятельно обеспечивать свой быт вследствие физической слабости и состояния здоровья. На примере данного направления в данной курсовой работе и будет рассмотрено понятие социального обслуживания.

Цель данной курсовой работы состоит в анализе понятия социального обслуживания, а также мер, принимаемых государством для его практической реализации.

В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотреть пожилых людей как особую социальную группу.
    2. Описать социальные условия жизни пожилых людей.
    3. Раскрыть социальные проблемы пожилых людей.
    4. Выявить меры, принимаемые государством по реализации задач социального обслуживания по отношению к пожилым людям.

Объект исследования – общественные отношения возникающие в процессе реализации социальной поддержки пожи лых людей в Российской Федерации.

Предмет исследования – взаимодействие государства с данной категорией населения Российской Федерации и помощь в решении социальных проблем.

Курсовая работа состоит из вступления, основной части, которая в свою очередь содержит две главы, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во вступлении обоснована актуальность работы, обозначена проблема исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, методы исследования, значимость работы. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе дается определение «пожилые люди», рассматриваются социальные проблемы пожилых людей, выявляются причины, способствующие социальным проблемам пожилых людей. Вторая глава определяет роль государства в решении социальных проблем пожилых людей, проанализированы меры, принимаемые государством по решению социальных проблем лиц пожилого возраста. В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы, на основе проведенного исследования. В качестве источников исследования использованы: (книги) — Ольга Краснова, Ирина Галасюк, Татьяна Шинина. «Психология личности пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями»; Социальная работа с пожилыми людьми: Учебник для бакалавров Холостова Е.И.; Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие Ерусланова Р.И.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

  • метод анализа, который заключался в проведении комплексного исследования страхового стажа в праве социального обеспечения.
  • метод обобщения, благодаря которому были подведены итоги в заключении курсовой работы.

Срочное социальное обслуживание пожилых инвалидов: на что люди с ограниченными возможностями могут рассчитывать

Срочная социальная поддержка позволяет протянуть руку помощи тем, кто остро в ней нуждается. Разово можно получить следующее:

  1. бесплатное горячее питание или продуктовые наборы;

  2. одежду, обувь и другие предметы первой необходимости;

  3. материальную помощь;

  4. временное жилое помещение;

  5. юридическую помощь;

  6. экстренную медико-психологическую помощь;

  7. другие социальные услуги.

Консультативная помощь оказывается, чтобы ослабить социальную напряжённость, способствовать адаптации в обществе, поддержать психологически и вдохновить на поиск решения своих проблем. Она подразумевает выполнение следующих задач:

  • выявление людей, которые нуждаются в такой помощи;

  • профилактика социально-психологических отклонений;

  • работа с семьями, где есть инвалиды, организация их досуга;

  • обучение, трудоустройство инвалидов;

  • взаимодействие государственных учреждений и общественных объединений;

  • правовая помощь.

Что еще положено инвалидам в рамках социального обслуживания

Исполнительные органы РФ устанавливают условия, на которых осуществляется бесплатное и платное полустационарное/стационарное социальное обслуживание инвалидов, пожилых людей.

Федеральный закон о социальном обслуживании инвалидов устанавливает следующие услуги, за которыми могут обратиться пожилые и люди с ограниченными возможностями:

  1. дополнительная медицинская помощь, обеспечение препаратами, выписанными врачом, предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение по показаниям;

  2. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Сущность социальной политики государства: цели, задачи, принципы

Основным направлением государственной политики является социальная политика, целью которой является гармонизация социальных интересов различных групп населения. Платонова Н.М. Теория и методология социальной работы. — Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

Социальная политика — это разработанный и реализуемый комплекс целей, направленных на улучшение жизни людей в стране, регионе или компании.

Основной целью социальной политики государства является гармонизация общественных отношений. Его основное направление — создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан. Целью государственной социальной политики в отношении инвалидов и пожилых людей является устойчивое повышение уровня и качества жизни на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социальных и демографических групп населения, а также рациональное использование финансовых и иных ресурсов. Обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и иных прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К 2015 году должен быть решен ряд основных задач

стабилизация материального и социального положения пожилых граждан путем совершенствования механизма нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, здравоохранения, доступной занятости, предоставления адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих достойному образу жизни в старости

Продолжение совершенствования существующих и создание новых институциональных структур для жизнеобеспечения, поддержания жизнеспособности и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых людей;

Утвердить позитивное отношение к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества и повысить готовность всего населения к происходящим демографическим изменениям.

Это создаст условия для достижения независимости, активного участия в жизни общества, обеспечения необходимого ухода, реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства российских граждан в пожилом возрасте.

Это требует согласованных, целенаправленных действий со стороны органов власти, муниципалитетов, общественных институтов и граждан, действующих в рамках своих полномочий и возможностей.

Основы государственной социальной политики Российской Федерации в отношении инвалидов и пожилых людей базируются на следующих принципах.

Принцип ответственности государства. Создание условий для надежной социальной защиты и улучшения социального положения граждан старшего поколения в соответствии с изменениями в обществе, выполнение обязательств по предотвращению бедности и лишений в связи с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип равенства всех граждан старших поколений — равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, принятие решений по вопросам их жизнедеятельности независимо от социального статуса, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, обеспечение равных возможностей для самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности действий в отношении граждан старшего поколения — сохранение и реальная финансовая жизнеспособность социальных гарантий поддержки пожилых граждан и постоянный учет интересов пожилых людей как особой категории населения.

Принцип сочетания правового и этического регулирования — соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов для реализации политических решений в отношении граждан старших поколений в сочетании с обеспечением условий для справедливого отношения к пожилым людям и использования уникального опыта пожилых людей.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: «Омега — Л», 2011.

    2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 — ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

    3. Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122 — ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

    4. Федеральный закон от 24.11. 1995 г. № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    5. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178 — ФЗ «О государственной социальной помощи».

    6. Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. Издание второе, стереотипное. — М.: Изд-во РАГС, 2008.

    7. Баркер Р. Словарь социальной работы. — Москва, 1994 г.

    8. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007

    9. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    10. Введение в профессию «Социальная работа»: учебное пособие/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, И.В. Наместникова.- М.: КНОРУС, 2011.

    11. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М.: Владос, 2005.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.

Про вправе претендовать на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Важно! В зависимости от того, к какой категории льготников относятся потребители социальных услуг на дому, обслуживание может быть предоставлено на безвозмездной основе, платно или на условиях частичной оплаты.

Социальных работников ежегодно становится все меньше, причина тому – отсутствие престижа профессии и низкие зарплаты. А потому претендовать на социальное обслуживание на дому может ограниченный круг лиц:

№ п/п. Получатели услуг по социальному обслуживанию Подробные сведения
1 Временно нетрудоспособные лица При условии, если с человеком не проживает кто-либо, способный оказать поддержку
2 Пенсионеры В 2023 году – женщины и мужчины в возрасте 56 и 61 года соответственно, в 2023 году – 57 и 62 лет, …, в 2024 году – 60 и 65 лет.
3 Лица с ограниченными возможностями здоровья Инвалиды 1, 2, 3 группы
4 Люди, оказавшиеся в тяжелом положении Алкоголизм, наркомания (зависимость у члена семьи гражданина)
5 Другие граждане, относящиеся к льготным категориям лиц Например, сироты и дети без попечения родителей, оказавшиеся без жилья

Распространенные ошибки по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”

Ошибка: Пенсионер, не относящийся к федеральным льготникам и получающий пенсию, размер которой превышает 1,5 размера прожиточных минимумов по региону, пытается оформить услугу социального обслуживания на дому на безвозмездной основе.

На бесплатное социальное обслуживание на дому могут рассчитывать исключительно федеральные льготники и пенсионеры, чей ежемесячный доход оказывается меньше 1,5 размеров прожиточного минимума в регионе.

Ошибка: Инвалид 3 группы, самостоятельно обслуживающий себя и не имеющий трудностей в быту, претендует на помощь социального работника на дому.

Специалисты органов социальной защиты населения тщательно изучают ситуацию с целью выяснения степени нуждаемости заявителей в помощи социальных работников. Если выясняется, что заявитель самостоятельно ухаживает за собой, выполняет работу по дому и не испытывает трудностей с посещением организаций, магазинов и поликлиник, ему будет отказано в социальной помощи на дому, т.к. социальных работников мало, а претендентов на соц. обслуживание – много.

Социальное сопровождение граждан пожилого возраста и инвалидов

Выход на пенсию воспринимается многими пожилыми людьми болезненно. Они испытывают стресс, психологический дискомфорт. Человек чувствует свою ненужность, понижается его самооценка, появляется чувство неуверенности в себе, ухудшается самочувствие. В таких обстоятельствах людям необходима поддержка, содействие в организации их жизнедеятельности.

При отсутствии родственников помощь окажут специально созданные для этого организации. Особенности их работы по сопровождению прописаны в Федеральном законе, в стратегических документах и программах. Заботливое отношение, уход за теми, кому он необходим — приоритетное и востребованное направление.

Факт. Система предоставления услуг определяется органами управления.

Лица установленной категории могут получить такие формы обслуживания:

  • надомное;
  • полустационарное;
  • стационарное;
  • срочное;
  • социальное консультирование.

Деятельность по оказанию содействия таким гражданам проводится постоянно или временно. Это зависит от желания человека и показаний для предоставления услуг.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Читайте также:  Как зарегистрировать новорожденного по месту жительства

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.

Нормативно-правовое регулирование

Вопросы соцпомощи населению регламентируются федеральным законом №442-ФЗ от 28 февраля 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан». В соответствии с его нормами, лицам, имеющим инвалидность либо пожилым людям может предоставляться необходимая помощь, на постоянной или временной основе.В статье 15 перечислены критерии, по которым осуществляется признание человека нуждающимся в поддержке, т.е обстоятельства, ухудшающие условия его жизнедеятельности.

Услуги гражданам оказываются на основании договора, заключенного органом социальной защиты с учреждениями соцобслуживания, в зависимости от формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов подразделяются на надомные, полустационарные, стационарные, социально-консультативные.

  • Как получить компенсацию за лекарства пенсионерам — кому положена и порядок оформления
  • Как лечить импотенцию
  • Как закрыть карту Сбербанка

Недостатки системы социального обслуживания, над которыми работает Правительство

Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.

Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.

В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:

№ п/п. Проблема системы социального обслуживания Причина возникновения проблемы
1 Недостаточное финансирование
  1. Постоянно увеличивающееся количество инвалидов и пенсионеров, желающих получить услугу социального обслуживания.
  2. Недостаток средств в бюджете регионов и страны на расширение системы соцобслуживания.
2 Плохо развития нормативно-правовая база Недостаток унификации документации на законодательном уровне.
3 Недостаток профессиональных кадров
  1. Тяжелая моральная и психологическая нагрузка на сотрудников.
  2. Маленькая зарплата работников сферы социального обслуживания.
4 Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: права получателей услуг

Согласно ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, получатели услуг по социальному обслуживанию имеют право на:

  1. Выбор поставщика (-ов) социальных услуг без какого-либо принуждения.
  2. Бесплатные сведения, касающиеся видов доступных социальных услуг, условий их предоставления, прав и обязанностей при их получении, перечня поставщиков, тарифов (и возможности бесплатного пользования услугами).
  3. Принятие участия в составлении индивидуальной программы.
  4. Получение надлежащего ухода в социальных учреждениях, пребывание в приемлемых (соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям) условиях.
  5. Гуманное и уважительное отношение к себе со стороны социальных работников.
  6. Защиту прав и интересов.
  7. Приглашение посетителей в социальное учреждение в дневное/вечернее время (членов семьи, адвокатов, нотариусов, священников, представителей организаций).
  8. Отказ от предоставления социальных услуг в любое время.

Обязанности поставщиков социальных услуг в отношении потребителей услуг

В таблице ниже представлены обязанности поставщиков услуг, о которых им вправе напоминать получатели услуг, заключившие с ними официальные договора на обслуживание:

№ п/п. Обязанности поставщиков соц. услуг Что поставщики НЕ вправе делать
1 Соблюдать условия договоров, заключенных с получателем услуги (или опекунами получателей услуг). Размещать детей-инвалидов, страдающих от расстройств психики, в стационаре, в котором проживают дети-инвалиды, не страдающие психическими заболеваниями.
2 Предоставлять услуги в срочном порядке, если в этом есть необходимость (такие случаи прописаны в ст. 22 442-ФЗ).
3 Предоставлять информацию, касающуюся получения соц. услуг (на безвозмездной основе).
4 Соблюдать принцип конфиденциальности по отношению к потребителя услуг. Ущемлять права и интересы получателей социальных услуг (включая случаи употребления лекарств в медицинских целях).
5 Осуществлять поддержку региональных уполномоченных органов (в плане предоставления сведений для формирования статистики).
6 Помогать получателям услуг в прохождении медико-социальной экспертизы.
7 Обеспечивать получателям услуг доступ к почтовым услугам, телефону, интернету в пределах социальных учреждений. Оскорблять, грубо обращаться с получателями социальных услуг, применять физическое/психологическое насилие.
8 Предоставлять отдельное помещение в социальном учреждении для проживания супругов.
9 Допускать посещение получателя услуг адвокатами, священниками, родственниками и т.д. в дневное/вечернее время.
10 Принимать меры по обеспечению сохранности личных вещей лиц, пребывающих в социальных учреждениях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *